Монголия. Рыбалка в монголии

Рыбалка в монголии
Монголия — это огромный высокогорный (80 % площади находится на высоте более 1000 м) и малонаселенный край. На площади 1568 тыс. км2 проживает всего 2,65 млн жителей. Высокие горы (самая высокая вершина 4374 м), огромные озера (самое крупное площадью 3350 км2), тысячи рек. Есть и пустыня Гоби, известная самыми большими годовыми перепадами температуры (наибольшая зафиксированная — 91 градус). Одним словом — страна-легенда.

Рыбалка в монголииОсновную сложность для путешествующих по Монголии представляют огромные безлюдные пространства, на которых очень редко можно встретить что-то, хотя бы отдаленно напоминающее наши дороги. Люди, бывавшие здесь несколько раз за последнее время, говорят, что это далеко не прежняя Монголия. И правда, кое-где уже можно встретить подобие цивилизации, которая приходит в эту страну очень медленно и несмело, да и заканчивается она в нескольких километрах от Улан-Батора. Даже в столице можно встретить монголов, внешний вид и быт которых совсем не изменился за последние сто лет. Складывается впечатление, что путешествуешь во времени.

Решение ехать в Монголию созрело достаточно быстро. Осталось только разузнать побольше о стране и уточнить, в какое именно время ехать. Выбор пал на сентябрь, который считается лучшим временем для ловли крупного тайменя. Огромные рыбины, более полутора метров в длину, агрессивные и сильные, тревожили наше воображение. Маршрут корректировался несколько раз по мере сбора информации. Наконец определились: сначала посетим озеро Огий Hyp и попробуем половить в нем огромных щук, а потом поедем на реку Шулут поохотиться на рыб семейства лососевых.

В Улан-Батор прибыли 5 сентября после нескольких часов авиапутешествия через Берлин и Москву. Нас встретили наши монгольские проводники -Суше и Дзиге, которые отвезли нас в гостиницу на своих везикулах.

Путешествие на Огий Hyp заняло у нас только один день, но было довольно насыщенным. Так называемая дорога закончилась через сто километров, и дальше мы ехали между степных кустарников в серо-желтой пыли. Огий Нуур — озеро таинственное, производит огромное впечатление.

Специалисты утверждают, что его возраст составляет несколько миллионов лет. Красивое степное озеро, берега которого лишены растительности, кое-где из воды выступают обломки скал.

Обычно на расстоянии 100 м от берега глубина не превышает 1,5-2 м. После некоторых поисков мы обнаружили место в 300 м от берега, где глубина достигала 4 м. Наш проводник Суше рассказал, что три года назад поймал здесь полутораметровую щуку, а его знакомый ловил щук длиной 152 и 180 см. Его рассказы нас шокировали, хотя мы знали, что это правда.Рыбалка в монголииНам казалось, что щуки такого размера — из области фантастики, но знатоки утверждают, что такая рыба в озере есть.

На берегу Огий Hyp есть достаточно профессионально организованный туристический кемпинг. Его владельцем является очень приятный человек — бывший полковник монгольской армии Энхбайар, как оказалось, когда-то он бывал и в Варшаве. На возвышенности стояли несколько юрт. Одна из них выполняла функции столовой. Электроэнергия поступала от солнечной батареи, была в кемпинге и спутниковая антенна.

Кроме предоставления мест для проживания, хозяин кемпинга сдавал напрокат лодки, которых в хозяйстве насчитывалось три. Две из них были старыми десантными лодками российского производства еще времен Второй мировой войны. Большие и тяжелые, почти прямоугольные, они были оснащены скрипучими веслами, которые, казалось, вот-вот сломаются. Из-за их тяжести плыть на них было возможно только в безветренную погоду. После продолжительных торгов мы взяли эти лодки за 5 долларов в день. На следующий день хозяин решил, что продешевил и попытался поднять цену до 10 долларов. Но так как мы заплатили за два дня вперед, то, не слушая его, поехали на рыбалку. На третий день поднялся сильный ветер. Он и навеял нам мысль о третьей лодке, оснащенной двигателем. Вот тут-то хозяин и решил на нас отыграться. Не долго думая, он запросил за лодку 15 долларов… в час. Как мы знали, эта сумма составляла среднемесячный заработок в Монголии. Поэтому, пока позволяли силы, мы ловили с лодок, а потом с берега.

По итогам трех дней нам удалось поймать 50 щук весом от 2 до 7 кг. Самые крупные достигали в длину 98,101 и 108 см. Их словили Тадек и Адам. Вес большинства рыб превышал 3 кг. Экземпляры, словленные у берега на глубине 0,5-1 м, имели окрас немного темнее и более серебристого отлива, чем щуки, выловленные на удалении от него.

Привлекательность озера Огий Hyp — еще и в местном окуне. Потому что за час мы поймали невероятное количество горбачей, каждый весом около килограмма. Но поскольку мы приехали специально на щуку, то окуня ловить больше не стали. Он если и попадался, то случайно. Приманки, которые мы применяли на озере, пришлись его обитателям явно по вкусу. Это были Whitefish 18 F GS, Fatso 14 FRPH, Slider 12 RR.

Также в озере водятся очень крупные карпы. С уверенностью можно ехать именно на эту рыбу. Что касается снаряжения, то желательно иметь эхолот, так как озеро огромное и скрывает в себе не одно тайное место, которое вполне может стать рыболовным Клондайком. Еще нужен двигатель, который можно было бы установить на эти огромные корыта, чтобы не натирать себе мозоли скрипучими веслами.
Рыбалка в монголии

На третий день мы установили палатки на берегу озера, так как о плавании на лодках не могло быть и речи. Половив немного с берега, мы отправились дальше — к реке Шулут.

Снова целый день езды по бездорожью, с которым могли справиться только наши монгольские проводники со своим особым способом вождения. Самая высокая точка, которую преодолели наши УАЗы, лежала в горах на высоте 2120 м над уровнем моря. Это была скалистая ровная поверхность между двумя горными кряжами. После нее нужно было «карабкаться» по скалистым склонам, за которыми был пологий спуск в долину. Каждый из нас знал возможности УАЗа, но переход на них по этой местности можно назвать подвигом.

Поздним вечером мы уже были над каньоном Шулут. Под характерный шум горной реки, доносившийся издали, мы разбили палаточный лагерь.

На реке мы пробыли 7 дней, трижды меняя место стоянки, чтобы побольше разузнать об этих местах. На ловлю осталось шесть полных дней.

То, что большинству из нас так и не удалось померяться силами с большим тайменем, стало для нас шоком. И трудно понять истинную причину. Сезон теоретически самый лучший, погода нормальная, наши знания и умения не самые худшие, правда, уровень воды был рекордно низким, так как в этом году практически не было осадков. Наши коллеги, побывавшие здесь месяц назад, поймали немало тайменя, и несколько рыбин были очень крупными. Река большая и крупного тайменя в ней много. Рыбалка в монголии

Первое знакомство с рекой произошло на следующий после приезда день. Мы втроем отправились вдоль реки, а Мариуш и Адам пошли вверх по течению. Первого ленка словили на воблер Whitefish 13 Jointed расцветки trout сразу же после второго или третьего заброса. В длину рыба была 63 см. После этого воблер Тадека схватила другая рыба и утянула его на середину реки. В длину она была не менее метра. Это был таймень, который, к сожалению, полностью себя не показал, так как на середине реки сошел с крючка.

День был замечательный, фантастический ландшафт и невероятно прозрачная вода завораживали. Ленки клевали один за другим, в реке их было просто невероятное количество. Средний размер рыб составлял около 55-60 см, меньше 50 см не ловились. Приманкой по-прежнему был Whitefish 13 Jointed.

Около полудня мы приблизились к очень интересному и, на мой взгляд, перспективному месту. Это было углубление в русле реки длиной около 50 м с огромным камнем посредине. Облавливаем его с двух берегов, я с Артуром с левого, а Тадек с правого. После поимки нескольких ленков Тадек закричал, что зацепил кабана. Мы тоже заметили в кристально чистой воде, как большая рыба танцует у дна. После нескольких минут борьбы Тадека с рыбой мы решаем перейти реку и помочь ему. Переходя реку, мы увидели, что во рту рыбы уже нет воблера, но она запуталась в леске, зацепившись спинным плавником. Когда мы переходили реку вброд, из-под ног вылетали стайки мелких рыбешек. В это время Тадек очень аккуратно и осторожно заводил рыбу в небольшой заливчик с илистым дном. Вода от борьбы стала мутной, и из ее выглядывал спинной плавник, за который одним крючком зацепился воблер. Мы попытались нащупать рыбу под водой руками, через некоторое время таймень ненадолго всплыл. Он был огромен и красив. И тут крючок выпал из плавника, таймень лег на дно, а когда муть осела, мы увидели, что он просто исчез. Досадно, но…до обеда мы поймали несколько небольших тайменей и бесчисленное количество ленков.
Рыбалка в монголии

У группы, которая пошла вниз по ечению реки, тоже были первые контакты с большим тайменем. Вечером, угощаясь супом из ленков и ирландским виски, мы с интересом наблюдали, как несколько крупных рыб методично нападают на стайку мелочи. Вечером мы снова пошли поохотиться. К моему удивлению, приманку нимфа не удостоила вниманием ни одна рыба, зато на Billhead Sal mo я с одного места поймал 16 хариусов и 4 ленка. Мариушу повезло больше, и на его нимфу попалось 6 или 7 хариусов.

После испытания нимф мы с Таде-ком решили посетить место нашего первого свидания с тайменем. Но во второй раз таймень не удостоил нас своим вниманием, и мы спустились метров на сто вниз по реке. Уже темнело, и я увидел, что Тадек что-то пытается разглядеть, подсвечивая себе зажигалкой. Как оказалось, он вытащил тайменя более 80 см в длину. Становлюсь недалеко от него и закидываю свою приманку. Первый заброс — ленок 60 см, второй — пусто. Третий -приманка летит под противоположный берег. Несколько оборотов ручки и сильный упор. Наконец-то. Это точно не ленок, это сильная рыба. Я что-то крикнул, но слова растворились в шуме течения Шулута. В голове неизвестно почему завертелись слова из всех молитв, которые я знал. Рыба отчаянно сопротивлялась, а камни на дне скользкие, поэтому нужно быть осторожным. Руки устают очень быстро, а Тадек отошел метров на пятьдесят. Я опять крикнул и, о чудо, Тадек услышал и пришел на помощь. Через некоторое время мы вытащили на берег тайменя длиной 124 см и весом 16 кг. Рыбалка в монголии

Каждый день мы ловили в новых местах и в каждом из них было бесчисленное количество вездесущих ленков, попадались и таймени длиной до метра. Мариуш поймал своего самого крупного — 102 см и 9 кг. На его леске тогда была приманка Salmo Minnow 7F цвета trout.

По вечерам мы возвращались на «счастливое место». Артур с Тадеком шли туда, где ловить уже привыкли, а я исследовал участок реки, где Мари-уш поймал своего метрового тайменя, а Адам — 95-сантиметрового.

В один из дней мы решили немного разнообразить наше путешествие и отправились на УАЗах в то место, где из реки возвышалась огромная скала. Палатки разбили метрах в десяти от берега. Здесь, как и на старых местах, было много ленков, среди которых иногда встречались хариусы. Через 200 метров вниз по течению река поворачивала влево, за этим поворотом была быстрина, а за ней — широкое и глубокое место.
Рыбалка в монголии

Похолодало, ночью температура опускалась до -16 градусов, а вечером была от -5 до -10, поэтому мы ловили только днем. В глубоких местах попадались таймени длиной до 90 см. Та-дек поставил на свою снасть поверхностный воблер типа «краулер» (кстати, он поймал наибольшее количество тайменей). И тут он еще раз доказал, что нет справедливости на свете. На его воблер после нескольких забросов попался таймень длиной 112 см и весом 12 кг.

За время путешествия мы поймали неправдоподобное количество рыбы. Одних только тайменей было 50 штук, и это были крупные рыбы около метра длиной. А уж ленков и сосчитать трудно…

В лагерь мы возвращались с сожалением, что уже нужно возвращаться в Улан-Батор. Подходила к концу наша монгольская экспедиция, в которой мы получили море удовольствия от красоты природы и от борьбы с сильной и большой рыбой.